Костромская археологическая экспедицияКостромская археологическая экспедиция

Новости
Когда-то в СССР в каждой квартире была своя радиоточка. Радио работало практически без перерыва: слушали новости, концерты по заявкам, радиоспектакли. Под голоса любимых ведущих выросли целые поколения. Конечно, сейчас радио — это более современный формат: можно не только слушать, но и … смотреть. И это даже более интересно! Особенно, если ведущий подходит к делу с душой. Мы, например, всегда с удовольствием слушаем передачу «Гостиная» с Натальей Поваровой на ГТРК «Кострома»
Дорогие друзья, коллеги, все причастные, посвящённые и просто неравнодушные, с днём археолога! Пусть каждый день будет полон открытий! С праздником! Ура!!!

Традиционно в наших экспедициях участвуют ребята из Клуба исторической реконструкции «Сирин» (г. Кострома) и непременно – руководитель клуба Николай Рыжов.

Рассказать

КАЭ в соцсетях:

КАЭ в Vkontakte КАЭ на Youtube

© 2016 Костромская археологическая экспедиция. © Все права защищены. Перепечатка и использование материалов только с активной ссылкой на источник!

Костромской кремль, медный гребешок и «златокипящая» Мангазея

В сказках абсолютно простые предметы вдруг оказываются инструментами, при помощи которых совершаются самые невероятные события. Зеркальце становится озером, посох превращается в змею, а непритязательный с виду гребешок, если бросить его позади себя, оборачивается в густой непроходимый лес, позволяющий герою или героине оторваться от погони.



В погоню за утраченным временем Костромского кремля, Новый город которого стал осваиваться после городского пожара в 1416 году, отправилась этим летом Костромская археологическая экспедиция. Об итогах исследований писать пока рано, но о некоторых находках стоит рассказать уже сейчас.

Внимание исследователей привлек невзрачный с виду, позеленелый и местами погнутый гребешок, который был изготовлен из прямоугольной медной пластины. Спинка гребня прямая. В центре сделано отверстие, которое, вероятно, было предназначено для того, чтобы гребешок можно было подвесить к поясу или на другой элемент костюма. По бокам сделаны два выреза сходного с центральным отверстием диаметра, которые образовали выступы, похожие на очень условно изображенные головки фигур, обращенные в разные стороны. Ряд тонких частых зубьев, сохранившихся только отчасти, расположен с нижней стороны. Такие гребни принято называть однорядными. Украшением изделия служат многочисленные тисненые окружности с точкой в середине и зигзагообразные линии, которые называются еще «шагающей гребенкой». Орнамент в виде окружностей зовется циркульным или солярным и чаще всего интерпретируется как изображения небесных светил.



Сопоставление с огромным массивом коньковых гребней, бытующих в среде финно-угорского населения с раннего средневековья, позволяет в стилизованных фигурах по сторонам спинки гребня увидеть разнонаправленные конские головы и причислить найденный в Костроме гребень к этой группе. Но ни по материалу, из которого гребень был изготовлен, ни по форме гребня, аналогий в средневековых древностях найти не удалось. Значит, предмет имеет более позднее происхождение?

Когда археологи попытались найти схожие изделия в материалах археологических исследований других регионов, их ожидал интересный факт. Все известные на настоящий момент немногочисленные аналогии данному предмету происходят из очень отдаленных от Костромской земли мест, с территории Западной Сибири. В Европейской России подобные гребни до сего времени были не известны, если не считать выложенные в сети, не имеющие конкретной привязки к памятнику, находки любителей приборного поиска и один гребень, найденный в Твери в слое XIV–XVI вв., который несколько отличается по форме.

Расскажем о наиболее близких костромской находке предметах.

Один из таких, практически близнец костромскому гребню, происходит из расположенного на территории Томского Приобья Козюлинского курганного могильника, датированного XVI–XVII вв. Бронзовый гребень был найден в одном из детских погребений среди обилия других вещей. Вместе с гребнем были найдены серьги, бронзовые пуговицы, бронзовый колокольчик с железным язычком, бисер, бронзовые колечки, оловянные пластинки, серебряная монета.

Гребень, известный из раскопок городища Частухинский Урий в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области – месте проживания юганских хантов, несколько другой. В спинке гребня сделан округлый выступ, который как-бы подчеркивает шеи конских голов. С костромской находкой его сближает циркульная орнаментация и оформление шагающей гребенкой. Схожий с ним, уже упомянутый ранее гребень, найденный в Твери, и происходящий из средневекового городища Искер, которое в XVI в. являлось столицей Сибирского ханства.

Одна находка медного гребня очень похожего на костромской происходит с территории легендарной Мангазеи – первого русского заполярного города в Сибири, который просуществовал с 1601 по 1671 год. Место, где располагался город, находится в Западно-Сибирской низменности, около 180 км вверх по течению реки Таз, к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан. За время своего недолгого существования город успел стать важным торговым и ремесленным центром, богатейшим местом Сибири, чем заслужить прозвание «златокипящая».

Каким образом такая форма гребней появилась в Западной Сибири? Вероятно, как считают исследователи, вместе с русским населением. В XVI–XVII в., во время активного открытия и освоения земель за Уралом, эти изделия могли быть в числе личных вещей русских землепроходцев, купцов и ремесленников. Кроме того, они могли служить предметом торговли с местными племенами, для которых сюжет с парными конскими головами и солярной символикой мог иметь культурное и ритуальное значение. Не зря гребешки попадали в состав инвентаря в погребениях коренных сибирских жителей.

Костромская находка, пожалуй, вызывает больше вопросов, чем ответов. Принадлежал ли найденный гребешок кому-то из костромичей второй половины XVI–XVII в., уже сходившему в далекие сибирские земли, или купцу, только готовящемуся к путешествию за «Большой Камень»? А может в Костроме, которая оправившись после трагических потрясений смутного времени, в XVII веке переживала расцвет торговой и ремесленной деятельности и была третьим ремесленным городом Русского государства после Москвы и Ярославля, эти гребешки и делали, а потом везли их в самые отдаленные земли?

Пока мы утвердительно не можем ответить на этот вопрос, но ведь если верить поэту, странные сближения все-таки бывают, и, как иногда говорят археологи: «Вскрытие покажет…».


Литература для детального изучения.

Балюнов И.В. Медные гребни из фондов Тобольского музея-заповедника //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 7. С. 149–157.
Балюнов И.В. Коньковые гребни в Западной Сибири XVI–XIX вв. // № Поволжская археология. №1. 2020. С. 70 – 80.
Богомолов А.В. О некоторых результатах спасательных археологических работ на территории Затьмацкого посада г. Твери в 2014 г. // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 11 / Отв. ред. А.Н. Хохлов. Тверь: Тверской научно-исследовательский историко-археологический и реставрационный центр, 2018. С. 114–121.
Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. Мангазея: новые археологические исследования (материалы 2001–2004 гг.). Екатеринбург; Нефтеюганск: Магеллан, 2008. 296 с.
Кондратьева О.А. Гребни IX–XIX вв. в быту, обрядах, фольклоре, ремесле и художественном творчестве Древней Руси – России. Археологические и этнографические очерки. Спб.: Российский этнографический музей, 2011. 242 с.
Плетнева Л.М. Томское Приобье в позднем средневековье (по археологическим источникам). Томск: Изд-во Том. ун–та. 1990. 134 с.